VIPschool.ru - Выпускники и преподаватели СУНЦ МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова, ФМШ 18 при МГУ)




Наши партнеры



прислать новость        образование    наука    бизнес    политика    культура    
Главное - определить точки роста
21 апреля 2006г.

Главное - определить точки роста


Профессор Старостин убежден, что миссия отечественного образования - в сохранении России как особой цивилизации.

Разговор с доктором политических, кандидатом философских наук, деканом факультета переподготовки кадров СКАГС, выпускником физико-математической школы-интерната №18 имени А.Н.Колмогорова, Александром Михайловичем Старостиным об особенностях национальной образовательной модели неминуемо должен был начаться с самой популярной у ростовских ученых и журналистов темы - Южного федерального университета.

- Александр Михайлович, правительственное решение об открытии ЮФУ встретило в наших научных кругах весьма неоднозначные оценки. Как по-Вашему, чего опасаются и чему радуются преподава-тели донских вузов при звуках этого магического словосочетания?

- Здесь следовало бы различить три точки зрения на проблему. Первая - правительства РФ и министерства образования, которые стратегически заинтересованы в том, чтобы кроме двух рейтинговых университетов - Московского и Санкт-Петербургского - в России были и другие. Вторая исходит от конкретных людей - действующих преподавателей нынешних вузов Ростова и области. Под угрозой могут оказаться их интересы, стереотипы, доходы - официальные и теневые. Многие опасаются, что обустроенная и привычная жизнь в один миг будет переломана через коленку. Третья точка зрения наиболее близка мне, как технологу образовательных проектов. Она состоит в том, что любые серьезные реформы надо начинать с осмысления их содержания. Как, кто и чему будет обучать в новом университете - обсуждение этих приоритетных вопросов пока остается за кадром.

- В 1993 году Вы с группой единомышленников создали образовательную программу города Ростова-на-Дону. Именно сейчас логично было бы привлечь столь опытного профессионального технолога к формированию национального университета...

- Пока предложений не поступало. В настоящий момент все внимание переключено на согласование бюрократических аспектов. Хотя у меня есть свои соображения, как сдвинуть с места эту махину. Это возможно при создании общей кровеносной системы объединившихся вузов. Как это может выглядеть на практике? Фундаментальные основы наук на первых двух курсах студенты будут изучать в РГУ. Ведь математику, физику, биологию и гуманитарные предметы никто не преподаст лучше, чем университетская профессура. Затем произойдет разделение, дифференциация студентов и слушателей. В прикладных дисциплинах сильны уже другие вузы: Новочеркасский политех, Ростовский педагогический, Таганрогский радиотехнический... Образование приобретет цикличность, преемственность и комплексность. Другой важный момент - создание точек роста, наиболее перспективных направлений. С одной стороны, это прорывные области знаний на стыке наук - например, биофизика, радиофизика, электроника и энергетика. С другой - они должны вырастать из уже существующих научно-образовательных структур и не конфликтовать с ними. Именно в этом случае мы сможем не только механически следовать западным образцам, но предлагать и развивать свои собственные.

- С 1999 года Россия вошла в Болонский процесс и продекларировала свою интеграцию в общеевропейское образовательное пространство. Бонусы пока призрачны, а вот терять традиции и реальные достижения не хочется.

- При сопоставлении специалистов, выпущенных в России и за рубежом, некоторые различия бросаются в глаза. У них очень строгая компетенция и высокий уровень рационализации. Но специалист, как известно, подобен флюсу... Для успешного решения проблемы нужен ансамбль, а если он не сложился? Не в силах выйти за пределы своей дисциплины, европеец натыкается на тупик и впадает в ступор, а наш не останавливается и худо-бедно, но решает задачу. Еще один говорящий факт. Если западная компания или фирма находятся в критическом положении, существует безотказный рецепт: "Зовите русских! Русские не сдаются!" Мы так устроены - бессонные ночи и состояние аврала нас стимулируют, чрезвычайная ситуация порождает озарения и инсайт. Наши природные условия, ландшафт, история и культура сделали нас такими: стабильность расхолаживает, экстремальность мобилизует. Поэтому я вижу вклад России в общеевропейское образование именно в этих областях - в кризисном управлении и в стыковых дисциплинах, интегративных областях знаний. В конце концов, мы можем войти в Европу благодаря реальным культурным достижениям, а не только нефти и газу.

- А где находится ахиллесова пята нашего образования?

- Не будем сейчас повторять общие места о полунищенском содержании и старении преподавательских кадров, отсутствии инвестиций в науку и фатальном обветшании материально-технической базы.

Самая кричащая проблема российской высшей школы - отрыв науки от практики. Западный специалист "готов к употреблению", он не только знает, но и умеет. Принцип подготовки прост и безапелляционен: товары должны быть качественными, услуги - не вызывать рекламаций. Такая прагматичная установка предполагает безупречное владение профессиональными навыками и умениями. У нас же картина прямо противоположная. Мы учим учиться, находить информацию - и только. Лишь двадцать процентов наших выпускников работают по специальности, остальные или получают второе высшее, или устраиваются туда, где их принимают. Зеленых, неопытных и неумелых. Все наши крупные кадровые агентства снимают пенки с ситуации и манипулируют ограниченным составом сверхценных кадров. По существу, у каждого агентства своя "конюшня". Вот ее-то рекрутеры и перегоняют из одной компании в другую.

В краткие сроки поднять профессиональное образование в России на должную высоту - задача номер один. А для этого надо создать воспроизводимые образцы для подражания "мимы", как их называют в культурологии. Это уже не импровизация, а профессия. Через подражательные поведенческие механизмы преимущественно и наследуется культура. Ведь миссия образования в том и заключается, чтобы сохранить уникальный культурный генотип нации. Россия - это особый мир. Мы можем отставать от Запада по уровню жизни и потребления, но пока недосягаемы для него в сфере духа. Очень важно в погоне за комфортом не растерять своей исключительности, не превратиться просто в крупную державу и не исчезнуть как цивилизация.

При написании статьи использовались материалы с сайта star-alex.ru.



Срочно в номер!
Новый прием в СУНЦ МГУ - Школу им. А. Н. Колмогорова.
Лента новостей
4 декабря 2009г.
IV Всероссийская Интернет - олимпиада по нанотехнологиям
Основные направлениями олимпиады: химия, физика, математика, биология.
3 декабря 2009г.
СУНЦ МГУ совместно с ФНМ МГУ приглашают на лекции «Нанотехнологии – навстречу наномиру»
Приглашаются все желающие!
4 декабря 2008г.
Михаил Кузнецов приглашен на торжественную церемонию в Кремль
Губернатор Псковской области - выпускник ФМШ
2 декабря 2008г.
«Белый город» на выставке «Millionaire Fair»
Один из руководителей издательства - выпускник Колмогоровской школы
28 ноября 2008г.
"ПрограмБанк" автоматизирует КБ "Профит Банк"
Директор по производству ПрограмБанка – выпускник школы Колмогорова
VIP-новости
Naumen Service Desk получил статус PinkVerify 25 ноября 2008г.
Naumen Service Desk получил статус PinkVerify
«Белый город» на выставке «Millionaire fair» 26 ноября 2007г.
«Белый город» на выставке «Millionaire fair»
Российская экономическая академия «вооружается» ИТ 27 ноября 2008г.
Российская экономическая академия «вооружается» ИТ


Партнеры:

 
Почта Вход СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
VIPschool.ru © Ученики, выпускники, преподаватели, новости.
Руководитель проекта © Синкевич Олег Викторович
Написать письмо