21 апреля 2006г.
Профессор Старостин убежден, что миссия отечественного образования - в сохранении России как особой цивилизации.
Разговор с доктором политических, кандидатом философских наук, деканом факультета переподготовки кадров СКАГС, выпускником физико-математической школы-интерната №18 имени А.Н.Колмогорова, Александром Михайловичем Старостиным об особенностях национальной образовательной модели неминуемо должен был начаться с самой популярной у ростовских ученых и журналистов темы - Южного федерального университета.
- Александр Михайлович, правительственное решение об открытии ЮФУ встретило в наших научных кругах весьма неоднозначные оценки. Как по-Вашему, чего опасаются и чему радуются преподава-тели донских вузов при звуках этого магического словосочетания?
- Здесь следовало бы различить три точки зрения на проблему. Первая - правительства РФ и министерства образования, которые стратегически заинтересованы в том, чтобы кроме двух рейтинговых университетов - Московского и Санкт-Петербургского - в России были и другие. Вторая исходит от конкретных людей - действующих преподавателей нынешних вузов Ростова и области. Под угрозой могут оказаться их интересы, стереотипы, доходы - официальные и теневые. Многие опасаются, что обустроенная и привычная жизнь в один миг будет переломана через коленку. Третья точка зрения наиболее близка мне, как технологу образовательных проектов. Она состоит в том, что любые серьезные реформы надо начинать с осмысления их содержания. Как, кто и чему будет обучать в новом университете - обсуждение этих приоритетных вопросов пока остается за кадром.
- В 1993 году Вы с группой единомышленников создали образовательную программу города Ростова-на-Дону. Именно сейчас логично было бы привлечь столь опытного профессионального технолога к формированию национального университета...
- Пока предложений не поступало. В настоящий момент все внимание переключено на согласование бюрократических аспектов. Хотя у меня есть свои соображения, как сдвинуть с места эту махину. Это возможно при создании общей кровеносной системы объединившихся вузов. Как это может выглядеть на практике? Фундаментальные основы наук на первых двух курсах студенты будут изучать в РГУ. Ведь математику, физику, биологию и гуманитарные предметы никто не преподаст лучше, чем университетская профессура. Затем произойдет разделение, дифференциация студентов и слушателей. В прикладных дисциплинах сильны уже другие вузы: Новочеркасский политех, Ростовский педагогический, Таганрогский радиотехнический... Образование приобретет цикличность, преемственность и комплексность. Другой важный момент - создание точек роста, наиболее перспективных направлений. С одной стороны, это прорывные области знаний на стыке наук - например, биофизика, радиофизика, электроника и энергетика. С другой - они должны вырастать из уже существующих научно-образовательных структур и не конфликтовать с ними. Именно в этом случае мы сможем не только механически следовать западным образцам, но предлагать и развивать свои собственные.
- С 1999 года Россия вошла в Болонский процесс и продекларировала свою интеграцию в общеевропейское образовательное пространство. Бонусы пока призрачны, а вот терять традиции и реальные достижения не хочется.
- При сопоставлении специалистов, выпущенных в России и за рубежом, некоторые различия бросаются в глаза. У них очень строгая компетенция и высокий уровень рационализации. Но специалист, как известно, подобен флюсу... Для успешного решения проблемы нужен ансамбль, а если он не сложился? Не в силах выйти за пределы своей дисциплины, европеец натыкается на тупик и впадает в ступор, а наш не останавливается и худо-бедно, но решает задачу. Еще один говорящий факт. Если западная компания или фирма находятся в критическом положении, существует безотказный рецепт: "Зовите русских! Русские не сдаются!" Мы так устроены - бессонные ночи и состояние аврала нас стимулируют, чрезвычайная ситуация порождает озарения и инсайт. Наши природные условия, ландшафт, история и культура сделали нас такими: стабильность расхолаживает, экстремальность мобилизует. Поэтому я вижу вклад России в общеевропейское образование именно в этих областях - в кризисном управлении и в стыковых дисциплинах, интегративных областях знаний. В конце концов, мы можем войти в Европу благодаря реальным культурным достижениям, а не только нефти и газу.
- А где находится ахиллесова пята нашего образования?
- Не будем сейчас повторять общие места о полунищенском содержании и старении преподавательских кадров, отсутствии инвестиций в науку и фатальном обветшании материально-технической базы.
Самая кричащая проблема российской высшей школы - отрыв науки от практики. Западный специалист "готов к употреблению", он не только знает, но и умеет. Принцип подготовки прост и безапелляционен: товары должны быть качественными, услуги - не вызывать рекламаций. Такая прагматичная установка предполагает безупречное владение профессиональными навыками и умениями. У нас же картина прямо противоположная. Мы учим учиться, находить информацию - и только. Лишь двадцать процентов наших выпускников работают по специальности, остальные или получают второе высшее, или устраиваются туда, где их принимают. Зеленых, неопытных и неумелых. Все наши крупные кадровые агентства снимают пенки с ситуации и манипулируют ограниченным составом сверхценных кадров. По существу, у каждого агентства своя "конюшня". Вот ее-то рекрутеры и перегоняют из одной компании в другую.
В краткие сроки поднять профессиональное образование в России на должную высоту - задача номер один. А для этого надо создать воспроизводимые образцы для подражания "мимы", как их называют в культурологии. Это уже не импровизация, а профессия. Через подражательные поведенческие механизмы преимущественно и наследуется культура. Ведь миссия образования в том и заключается, чтобы сохранить уникальный культурный генотип нации. Россия - это особый мир. Мы можем отставать от Запада по уровню жизни и потребления, но пока недосягаемы для него в сфере духа. Очень важно в погоне за комфортом не растерять своей исключительности, не превратиться просто в крупную державу и не исчезнуть как цивилизация.
При написании статьи использовались материалы с сайта star-alex.ru.