VIPschool.ru - Выпускники и преподаватели СУНЦ МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова, ФМШ 18 при МГУ)




Наши партнеры



прислать новость        образование    наука    бизнес    политика    культура    
Автоматизация магазинов
30 октября 2006г.

Автоматизация
магазинов "у дома"


Разговоры о развитии такого формата розничной торговли, как магазины «шаговой доступности» (они же магазины «у дома») мы слышим уже давно. В необходимости расширять сеть таких магазинов, где можно будет покупать повседневные продукты, не отходя от дома и по не очень дорогой цене, не сомневаются даже чиновники, — в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже действуют так называемые городские программы развития магазинов шаговой доступности. В рамках подобных программ предпринимателям обещают поддержку на уровне городских властей, в частности в вопросе получения торговых площадей.

Помимо решения таких актуальных задач, как арендная плата, планирование ассортиментного ряда, ценовой политики и так далее, перед владельцами таких магазинов встает вопрос об автоматизации торговой точки. На сегодняшний день в условиях жесткой конкуренции правильный подход к автоматизации торгового процесса может дать магазину сильное конкурентное преимущество. Но для того чтобы правильно выбрать систему автоматизации необходимо разобраться в предлагаемых рынком программно-аппаратных решениях. Посмотрим, например, что предлагают для автоматизации магазинов «шаговой доступности» разработчики программного обеспечения и на что, по их мнению, стоит обратить особое внимание.

Вадим Галимов, заместитель директора по развитию программных продуктов СЕРВИС ПЛЮС, выпускник физико-математической школы-интерната №18 имени А.Н.Колмогорова:

— По существу, технология автоматизации магазинов «шаговой доступности» ничем не отличается от технологии автоматизации любых других сетевых торговых предприятий. Требования к оборудованию достаточно стандартны: оно подбирается, исходя из пожеланий заказчика.

Реалии нашей страны таковы, что в России магазины «шаговой доступности» располагаются не только в отдельно стоящих зданиях, но и в жилых домах, на площадях бывших советских гастрономов.

Расположение магазина в жилом доме не подразумевает наличия складских помещений. Торговля идет «с колес», и, соответственно, в задачи системы управления торговлей входит обеспечение постоянного присутствия всего ассортимента товаров на полках, например, за счет развитых механизмов автоматического заказа товаров поставщикам и автоматического внутреннего заказа товаров от магазина к распределительному центру сети.

Помимо оптимальной заполненности склада, возникает задача своевременного пополнения запасов торгового зала. В таких случаях крайне полезен механизм автоматического пополнения запасов торгового зала, пользуясь которым, можно расширить ассортиментную матрицу магазина за счет уменьшения запасов торгового зала по каждой товарной позиции. Ограничением здесь может быть только минимально видимая на полке для покупателя ширина выкладки товара — минимальный фейсинг, составляющий 1/10 ширины прохода в данном месте.

Система должна иметь также развитые механизмы управления лояльностью покупателей и механизмы работы с дополнительными услугами, поскольку магазин «шаговой доступности» более индивидуально подходит к покупателю, чем, например, классический дискаунтер.

Подобные задачи решают ежедневно более 1 000 магазинов, которые используют отраслевые программные продукты семейства «Супермаг». С 1 июля этого года клиенты компании «СЕРВИС ПЛЮС» получают в составе решений СУПЕРМАГ лицензии на СУБД Oracle без увеличения стоимости решения. На наш взгляд, это является гарантом стабильной и бесперебойной работы системы.

Сергей Динеев, заместитель коммерческого директора компании «Софт Вест»:

— Я полагаю, что бизнес-технологии в магазинах «шаговой доступности» не настолько сильно отличаются от бизнес-технологий в магазинах других форматов, чтобы им потребовалась какая-то специальная информационная система. Тем не менее автоматизация магазинов этого формата обладает определенными особенностями. К примеру, ориентация на товары повседневного спроса заставляет магазины «шаговой доступности» пристально следить за оборачиваемостью, и информационная система должна позволять делать это удобно.

Небольшие размеры стимулируют использование компактных многофункциональных устройств, маленький штат магазина предполагает выполнение одним сотрудником множества разных задач, а относительно невысокий оборот заставляет придерживаться более жесткого режима экономии. В этой связи для таких магазинов может оказаться выгодным использование как «учетной» информационной системы, так и встроенного в нее кассового модуля на одном компьютере с фискальным регистратором. Сетевые магазины «шаговой доступности», столкнувшиеся с проблемой подведения каналов связи, оценят поддержку информационной системой мобильного протокола передачи данных GPRS, а небольшой размер передаваемых данных позволит в этом случае ощутимо снизить телекоммуникационные расходы. Все эти возможности присутствуют в разрабатываемом нашей компанией программном комплексе «Домино».

Отказ от использования штрихового кодирования и суммовой учет могут быть оправданы только для небольших независимых магазинов с невысокой проходимостью. В любом случае при выборе оборудования и информационной системы для магазинов «шаговой доступности» стоит следовать принципу разумной достаточности, и здесь в силу широты выбора и сложности учета технических характеристик помощь экспертов будет неоценима. Особенно если она не потребует финансовых затрат.

Максим Селиванов, коммерческий директор ООО «Тэндо»:

— Магазины «шаговой доступности» в основном имеют ограничения по торговой площади и ассортименту и находятся рядом с жилыми массивами. Процесс торговли здесь имеет ряд особенностей.

Магазин малой торговой площади не может иметь много кассовых рабочих мест для обслуживания покупателей, поэтому кассовое место должно быть максимально функциональным и позволять быстро обслуживать покупателя. Этого можно добиться при использовании технологии штрихового кодирования для идентификации товара и оптимального расположения кассового места. Размер кассового бокса обычно маленький, поэтому эргономике кассира уделяется много внимания.

На кассе желательно иметь не только сканер штрихкода, но и электронные торговые весы. При минимальном ассортименте фруктов и овощей выделять в торговом зале отдельные весы и отдельного продавца нерентабельно, поэтому весы ставят подключенными к кассе. Кассовый программный модуль должен иметь все необходимые функции для обслуживания покупателя на месте при оформлении всех покупок. Электронные торговые весы при этом могут стоять на столе кассира или быть встроенными в столешницу кассового бокса, что удобно для работы кассира. Существуют еще модели сканеров, интегрированных с весами, но их стоимость очень высока и они чаще используются в гипермаркетах с большим потоком покупателей.

С точки зрения программного обеспечения для магазинов «шаговой доступности» нет никаких технологических особенностей. Наша компания предлагает для автоматизации подобных торговых точек использовать программный продукт «Тэндо-Минимаркет», который позволяет поддерживать минимальный запас товаров на складе благодаря функциям анализа запасов и заказов поставщику. Быстрое обслуживание покупателей обеспечивается возможностью подключения к кассовому модулю торговых весов. Данное программное решение включает в себя кассовый модуль, модуль подключения сканера и базу данных «Товародвижение» для ведения складских операций. Это тот минимум, который позволяет полноценно автоматизировать маленький магазин в условиях ограниченного бюджета.

Дмитрий Чидиров, генеральный директор ЗАО «Фирма Электронные деньги»:

— Так как магазины «шаговой доступности», как правило, не имеют в своем штате IT-специалистов и испытывают проблемы с квалифицированным персоналом, то одним из основных требований к проектам является простота их освоения и ввода в эксплуатацию. В этом сегменте торговли приоритетом является простота и скорость обслуживания покупателей. Как правило, автоматизация таких магазинов проводится полностью сотрудниками компании — поставщика ПО, без участия IT-специалистов заказчика.

Наиболее важными параметрами программно-аппаратного комплекса для оптимальной работы магазинов «шаговой доступности» являются: простой и дружественный интерфейс программного обеспечения; надежность и простота в обслуживании и настройке торгового оборудования.

Компания «Электронные деньги» рекомендует комплексное типовое решение автоматизации этого сегмента розничной торговли, построенное на базе программного обеспечения «Электронные Деньги — Товародвижение» (управление магазином) и АРМ «Кассир» (рабочее место кассира). Простая и надежная в эксплуатации конфигурация может быть развернута в минимально возможные сроки и обеспечит решение всех вопросов учета непосредственно в магазинах: от первичного ввода информации о товаре до подведения итогов полной инвентаризации и построения системы накопительных дисконтных карт. Решение предусматривает: удобную и глубокую интеграцию со специализированным торговым оборудованием (электронные весы, терминалы сбора данных, принтеры для печати этикеток и пр.); удобный интерфейс, упрощающий работу оператора; возможность урегулирования пересортицы и переноменклатуривания товаров; надежную двухстороннюю связь с кассовым программным обеспечением; возможность управления магазинами самообслуживания с несколькими юридическими лицами на общей торговой площади с использованием двух и более фискальных регистраторов на одном рабочем месте кассира; возможность интеграции с программным обеспечением управления сетью магазинов (системы управления предприятием, устанавливаемые в офисе торговых компаний) и программным обеспечением для ККМ других производителей.

Ирина Макаровская, коммерческий директор ЗАО «Компьютерно-кассовые Системы»:

— На мой взгляд, автоматизация магазинов «шаговой доступности» отличается от автоматизации магазинов других форматов так же, как сами форматы отличаются друг от друга. Небольшие площади первых и сотни или тысячи квадратных метров супер-и гипермаркетов определяют проходимость магазина, его клиентуру, ассортимент, товарооборот, сложность бухгалтерии, количество кассовых мест и многое другое. Все эти факторы, в свою очередь обусловливают уровень front- и back-office программного обеспечения и состав периферийного оборудования торговой точки.

В большинстве случаев магазины «шаговой доступности» являются либо небольшими помещениями с прилавочной торговлей, либо мини-маркетами на 1–3 кассовых места. Эти магазины рассчитаны на определенный круг постоянных покупателей — жителей близлежащих домов, покупающих здесь самое необходимое, что и определяет относительно неширокий ассортимент товара и достаточно низкие цены. Скорее всего, в программе не понадобятся функции мультивалютности, расширенный список скидок и работа с системами электронных платежей. Кроме того, вряд ли будет необходима связь с терминалами сбора данных и кассовым терминалом. Следовательно, функционал программного обеспечения в данном случае скорее всего должен быть минимальным.

Из POS-периферии, как показывает наш опыт, магазины «шаговой доступности» используют наиболее экономичные модели оборудования — модульные POS-системы на базе фискальных регистраторов, дисплеи покупателя, экономичные ручные сканеры штрихкода. На мой взгляд, основные требования владельцев магазинов «шаговой доступности» к выбору оборудования и ПО — это экономичность, надежность и функциональность. Компания ККС предлагает несколько решений автоматизации магазинов «шаговой доступности». В их основу легла многокомпонентная front-office программа «ККС: АРМ Кассира 2.0», созданная на основании анализа запросов и пожеланий клиентов. Данная программа представляет собой «конструктор» из компонент, которые по желанию заказчика могут быть установлены в его магазине. Таким образом, клиенту не приходится переплачивать за сложное универсальное решение, он платит только за необходимые вещи.

Что касается оборудования, то можно предложить решения, основанные на фискальных регистраторах «Спарк», отличающихся японским качеством и невысокой ценой, весь спектр POS-периферии эконом-класса — от надежных сканеров Metrologic до принтеров этикеток Argox и весов «Масса-К».

Краткие выводы

1. Небольшие размеры магазинов «шаговой доступности», маленький штат, не слишком широкий ассортимент товара и, следовательно, относительно невысокий оборот заставляют их владельцев придерживаться более или менее жесткого режима экономии. Соответственно, основными требова ниями при выборе оборудования и программного обеспечения становятся следующие: экономичность, надежность и функцио нальность. В такой ситуации нужно исходить из принципа разумной достаточности. Например, скорее всего, торговому предприятию такого формата не понадобится работа с системами электронных платежей и использование терминалов сбора данных. Однако, для обеспечения высокой скорости и качества обслуживания — что важно для таких магазинов — кассовые места должны быть максимально удобными и функциональными. Программное обеспечение, очевидно, должно быть надежным и обеспечивать все необходимые функции для организации бесперебойной работы магазина.

2. На сегодняшний день рынок предлагает достаточное количество программных решений и большой выбор электронного торгового оборудования, чтобы каждый владелец магазина «у дома» мог выбрать оптимальный для себя вариант автоматизации торговой точки. Учитывая высокую конкуренцию, выбирать, кому доверить установку информационной системы магазина, нужно осознанно. Просчет здесь может привести к серьезным материальным потерям. Самостоятельно достаточно сложно осуществить выбор системы для автоматизации своего бизнеса, поэтому помощь экспертов при решении задачи автоматизации магазина поможет избавиться от хлопот по оснащению магазина и полностью сосредоточиться на розничных продажах.

При написании статьи использовались материалы с сайта www.servplus.ru.



Срочно в номер!
Новый прием в СУНЦ МГУ - Школу им. А. Н. Колмогорова.
Лента новостей
4 декабря 2009г.
IV Всероссийская Интернет - олимпиада по нанотехнологиям
Основные направлениями олимпиады: химия, физика, математика, биология.
3 декабря 2009г.
СУНЦ МГУ совместно с ФНМ МГУ приглашают на лекции «Нанотехнологии – навстречу наномиру»
Приглашаются все желающие!
4 декабря 2008г.
Михаил Кузнецов приглашен на торжественную церемонию в Кремль
Губернатор Псковской области - выпускник ФМШ
2 декабря 2008г.
«Белый город» на выставке «Millionaire Fair»
Один из руководителей издательства - выпускник Колмогоровской школы
28 ноября 2008г.
"ПрограмБанк" автоматизирует КБ "Профит Банк"
Директор по производству ПрограмБанка – выпускник школы Колмогорова
VIP-новости
«Сервис Плюс» и «Фрекен»: сотрудничество продолжается 3 августа 2007г.
«Сервис Плюс» и «Фрекен»: сотрудничество продолжается
Завершен второй этап внедрения ИБС 21 апреля 2008г.
Завершен второй этап внедрения ИБС "Гефест" в "Башкомснаббанк"
И.И.Мельников принял члена руководства Компартии Израиля 2 февраля 2008г.
И.И.Мельников принял члена руководства Компартии Израиля


Партнеры:

 
Почта Вход СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
VIPschool.ru © Ученики, выпускники, преподаватели, новости.
Руководитель проекта © Синкевич Олег Викторович
Написать письмо