11 мая 2006г.
В конце марта были подведены итоги третьего конкурса школьных учителей, организованного Фондом Дмитрия Зимина «Династия».
Стратегический приоритет деятельности Фонда — поддержка фундаментальной российской науки и предотвращение «утечки мозгов». С момента основания в 2001 году «Династия» реализовала ряд проектов, направленных на развитие научных контактов, популяризацию науки среди школьников, поддержку молодых научных кадров и учителей-естественников. Разработку и проведение учительского конкурса Фонд уже второй раз поручил Международной Программе Образования в Области Точных Наук (ISSEP) и РОО «Клуб учителей "Доживем до понедельника"». Целью конкурса стала поддержка физико-математического образования в средней школе и расширение профессиональных контактов в среде учителей физики и математики, развитие их сотрудничества с представителями высшей школы и научным сообществом.
Победители конкурса будут награждены индивидуальными денежными грантами в размере 30 000 рублей и дипломами Фонда «Династия». Торжественное награждение состоится в рамках общей конференции учителей, которая пройдет в Подмосковье 3–7 июля. На конференции с лекциями по актуальным проблемам современной науки выступят известные российские ученые и преподаватели, будут организованы круглые столы для научно-методического обмена.
В этом году учительский конкурс проводился по трем номинациям — «Молодой учитель», «Учитель, воспитавший Ученика» и «Наставник будущих ученых».
Лауреатами в номинации «Молодой учитель» стали 30 учителей физики и математики, которые недавно приступили к работе в школе, но уже продемонстрировали высокую эффективность в преподавании своего предмета и методическую грамотность в работе со школьниками. При отборе победителей наибольшее значение придавалось конкурсной работе, в которой учителя рассказывали о своих подходах к обучению, учитывались также опубликованные ими статьи педагогической тематики, участие учеников в исследовательской деятельности и олимпиадах, количество поступивших в вузы выпускников.
Конкурс «Учитель, воспитавший Ученика» уже стал традиционным для Фонда «Династия». Его 30 победителей — это учителя, которых назвали другие лауреаты «Династии», получившие грант в этом году, — Молодые ученые, Аспиранты, Студенты. Они сами были отобраны в рамках жестких конкурсов за успехи в области теоретической физики, а конкурс «Учитель, воспитавший Ученика» дал им возможность назвать своих первых Учителей — тех, кто показал им дорогу в науку.
Самой массовой в учительском конкурсе стала номинация «Наставник будущих ученых» с ее 240 лауреатами. Метод отбора в этой номинации хорошо знаком педагогам по конкурсам «Соросовский учитель», проводившимся ISSEP с 1995 по 2001 год. Это особый конкурс, для участия и победы в котором не нужно заполнять анкеты и подавать заявки. Достаточно просто хорошо преподавать свой предмет, ведь лауреатов конкурса назвали их бывшие ученики, поступившие в вузы. По всей стране был проведен массовый опрос студентов начальных курсов в вузах естественнонаучного профиля. Более 40 000 студентов заполнили анкеты, указав своих лучших школьных преподавателей физики и математики. Обобщение этих данных позволило выявить учителей, которых признали лучшими десятки студентов — такие педагоги и стали лауреатами этого конкурса. Подобный метод отбора позволил выявить действительно уникальных учителей. Например, оказалось, что в одном из небольших сибирских городов работает учитель, чьи выпускники за последнее время стали студентами девяти различных вузов, включая МГУ, МФТИ и СПбГУ. Этот конкурс позволил выявить учителей такого уровня в 57 регионах России, причем более 40% из них — жители сел и малых городов.
Кандидат физико-математических наук, доцент МГУ, преподаватель Колмогоровского интерната Валерий Вавилов, доктор физико-математических наук, преподаватель математики в школе-интернате с 1986, профессор кафедры математики СУНЦ МГУ, Трещев Дмитрий Валерьевич, доцент кафедры физики СУНЦ МГУ, Варламов Сергей Дмитриевич, учитель физики СУНЦ МГУ, Павленко Юрий Григорьевич оказались в списке лауреатов конкурса в номинации “Наставник будущих учёных”. Лучинский Георгий Владимирович, учитель физики СУНЦ МГУ и победитель конкурса «Гранты Москвы – 2003», Трушанина Татьяна Николаевна, выпускница физико-математической школы №18 имени А.Н.Колмогорова, оказались в списке лауреатов конкурса в номинации “ Учитель, воспитавший Ученика”.
При написании статьи использовались материалы с сайта www.dynastyfdn.com.