VIPschool.ru - Выпускники и преподаватели СУНЦ МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова, ФМШ 18 при МГУ)




Наши партнеры



прислать новость        образование    наука    бизнес    политика    культура    
24 июня 2008г.

Интервью директора
СУНЦ МГУ


В кулуарах круглого стола обозреватель "Русского журнала" поймала директора знаменитой физико-математической школы имени А.Н.Колмогорова Анатолия Часовских. В этой известной на всю страну школе-интернате учатся триста старшеклассников, обладающих выдающимися способностями в области естественных наук, которые приехали из разных уголков России. Было интересно узнать, с какими проблемами сталкивается сегодня эта главная "кузница естественнонаучных мозгов" страны.

- Чего не хватает вашей школе?

- Не хватает государственной поддержки. Наша школа складывалось в начале шестидесятых годов, и тогда ее образовало государство. Как говорят, умереть до того, как дочь дожила до пенсии, - это предательство.

- Можно сказать, что государство вас бросило?

- Ну, не то чтобы бросило, но на некоторое время забыло. Конечно, мы получаем деньги на питание школьников, на зарплату преподавателям, немножко - на "коммуналку", иногда на безопасность. Но все остальное - благодаря спонсорам. И наша особая система отбора одаренных ребят ("летняя школа" тоже) держится только на спонсорах. Мы до сих пор каждый год выезжаем в сорок-пятьдесят регионов и привозим оттуда детей. К нам поступают ребята из Сибири, с Дальнего Востока, часто переводятся из таких же школ в Новосибирске или в Екатеринбурге. Конкурс по-прежнему составляет десять человек на место. Берем хороших ребят. Но все эти поездки по стране финансируется спонсорами.

- А спонсоры, это, конечно же, ваши выпускники?

- Да. Большинство спонсоров - наши выпускники.

- Сколько в стране школ, подобных вашей? Берут ли с вас пример?

- Такая система охватывает всю страну. Но школ федерального уровня - четыре: в Москве, Новосибирске, Петербурге и Екатеринбурге. На региональном уровне подобные учебные заведения открываются во многих краевых центрах. И за границей берут с нас пример. Правда, там в образование вкладывают другие деньги. В Тайланде есть Королевская школа, построенная по нашим принципам. Недавно Бусанская школа в Корее была преобразована в Корейскую государственную школу. Государство признало ее большие успехи. Финансирование там в десятки раз больше, чем в обычной школе.

- То есть главная проблема для вас - финансирование?

- Это одна из проблем. Ведь часто самые талантливые люди из глубин народа, и пробиться им крайне сложно. Мы пытаемся им помочь. Приезжаем в глубинку, привозим их в Москву, помещаем в среду, где им не нужно думать о питании, проживании, а нужно просто учиться.

- Раз ваша школа государственная, значит, бесплатная для учеников?

- У нас есть родительский взнос - 1700 рублей в месяц (деньги идут на "коммуналку"). Те, кто не может платить, не платят. У нас есть программа поддержки выпускников, и за них платят спонсоры.

- Если проблема денег не главная, что вас волнует еще?

- Сейчас не менее важной, чем проблема образования, является проблема воспитания. Превалирует прагматизм. И если еще совсем недавно мы переживали, что наши ребята в своей массе идут не в науку и образование, а в бизнес, то сегодня бизнесу они предпочитают политику.

- И ваши выпускники тоже стремятся в политику?!

- Представьте себе, что да. Наши победители всероссийских олимпиад по информатике, например, уже настроились на занятия политикой

- А что тут можно сделать с помощью воспитания?

- Очень многое. Но для этого нужны одаренные профессиональные воспитатели. Например, приглашаю я в школу выдающегося ученого и прошу детей прийти на лекцию. Они говорят: а нам это не нужно. А если воспитатель хороший, он убедит класс, что это нужно. Они пойдут на эту лекцию всем классом, а потом скажут: "Как же мы ошибались!"
Просто потребность к саморазвитию нужно воспитывать. Если этого нет, то идеалом, к которому нужно стремиться, будет лишь поступление в МГУ. Но это же не спорт. Нужно постоянно совершенствоваться, а поступление - это только хороший старт.
Воспитатель может научить человека самостоятельно работать. Он иногда может из одних детей сделать совсем других. У нас есть, например, два класса: один состоит из отборных "информатов", а другой - вроде ничего особенного, середняцкий. Так вот, мы поставили к "информатам" чистых педагогов, просто хороших учителей. А середнякам дали отличного воспитателя. И за счет того, что середняки старались, хотели стать лучше, к концу обучения эти два класса сравнялись. Они и в вуз поступили лучше, и у них больше перспектив: они научились самостоятельно работать, нацелены на образование. И неизвестно, из кого больший выйдет толк.

- Куда поступают ваши выпускники?

- 85 процентов - в МГУ, часть - в Физтех.

- А многие уезжают за границу?

- Даже если они не уезжают, то работают "там", а живут здесь. Некоторые живут здесь, а работают на западные фирмы. Да и вообще сейчас можно сказать, что только эти фирмы нашу науку и поддерживают. А если у кого-то остаются силы, они преподают в вузах или у нас в школе.

- Сколько у вас победителей всероссийских олимпиад?

- В этом году по одной информатике тринадцать человек. Есть победители по математике. Очень приятно, что к нам поступил девятиклассник, который завоевал абсолютное первое место по математике среди девятых классов.

- Сколько государственных денег не хватает школе Колмогорова?

- Понимаете, у нас, во-первых, устарели коммуникации, а во-вторых, нет современного оборудования в физических лабораториях. Я спросил своих преподавателей, сколько им нужно, чтобы сделать современный физический практикум. И получил ответ: пятнадцать миллионов.

-То есть деньги нужны в основном для физических лабораторий?

- Да. Химики и биологи пользуются университетской лабораторной базой. Мы используем близость с университетом и вообще ждем, что нам построят дома рядом с МГУ. Профессора будут приходить к нам пешком.
Мы считали бюджет в целом, и в принципе сто миллионов в год будет нормально. Сейчас у нас с большим напрягом получается около пятидесяти (я говорю только о государственных деньгах).
Наша проблема еще и в том, что мы оказались вне юридического поля: внутри МГУ, но вне Министерства образования. И поэтому все программы, которые идут через министерство, до нас не доходят. Скажем, бесплатное программное обеспечение. Сейчас, спасибо большое Виктору Антоновичу Садовничему и руководителю Федерального агентства, нам выдали программное обеспечение бесплатно.

- Казалось бы, такая школа, как ваша, должна иметь особый статус и особо финансироваться?

- Сейчас как раз мы, четыре школы - наша, Петербургская, Новосибирская и Екатеринбургская, пишем письмо президенту. Цель - чтобы по этим школам было принято особое постановление правительства. Так было в советские времена, когда в 1989 году по этим школам было принято специальное постановление и финансирование было достаточным по всем позициям. Правда, счастье длилось совсем недолго.

При написании статьи использовались материалы с сайта www.russ.ru.



Срочно в номер!
Новый прием в СУНЦ МГУ - Школу им. А. Н. Колмогорова.
Лента новостей
4 декабря 2009г.
IV Всероссийская Интернет - олимпиада по нанотехнологиям
Основные направлениями олимпиады: химия, физика, математика, биология.
3 декабря 2009г.
СУНЦ МГУ совместно с ФНМ МГУ приглашают на лекции «Нанотехнологии – навстречу наномиру»
Приглашаются все желающие!
4 декабря 2008г.
Михаил Кузнецов приглашен на торжественную церемонию в Кремль
Губернатор Псковской области - выпускник ФМШ
2 декабря 2008г.
«Белый город» на выставке «Millionaire Fair»
Один из руководителей издательства - выпускник Колмогоровской школы
28 ноября 2008г.
"ПрограмБанк" автоматизирует КБ "Профит Банк"
Директор по производству ПрограмБанка – выпускник школы Колмогорова
VIP-новости
Завершен второй этап внедрения ИБС 21 апреля 2008г.
Завершен второй этап внедрения ИБС "Гефест" в "Башкомснаббанк"
День Святого Валентина 14 февраля 2008г.
День Святого Валентина
Naumen Service Desk снова «Продукт года» на выставке SofTool 25 ноября 2008г.
Naumen Service Desk снова «Продукт года» на выставке SofTool


Партнеры:

 
Почта Вход СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
VIPschool.ru © Ученики, выпускники, преподаватели, новости.
Руководитель проекта © Синкевич Олег Викторович
Написать письмо