VIPschool.ru - Выпускники и преподаватели СУНЦ МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова, ФМШ 18 при МГУ)




Наши партнеры



прислать новость        образование    наука    бизнес    политика    культура    
Дети солнца
2 июля 2005г.

Дети солнца


      Воспитанники специализированной школы-интерната, основанной великим русским математиком Андреем Николаевичем Колмогоровым во Славу Отечества покорили вершины многих престижных Олимпов. На закончившихся недавно крупных международных соревнованиях юных математиков они вновь — одни из самых лучших.

      "МАТЕМАТИКА — царица наук". Хрестоматийное выражение, знакомое каждому, но вызывающее почтение только у первоклашек. В следующих классах это почтение пропадает, появляется страх и каждый раз — мучительный вздох при слове «математика»… Отдельные индивидуумы при этом слове впадают в глубокую тоску; им снятся по ночам широкие пифагоровы штаны, равные во все стороны, да тощая крыса, похожая на таксу, которая шныряет по углам комнаты и делит их пополам; и кое-как несчастные дохрамывают на обе математические ноги (алгебру и геометрию) до выпускного класса.

      Но есть люди, стремящиеся открыть «закон звезды и формулу цветка», способные в каждой висящей в воздухе пылинке увидеть планету и вычислить скорость ее вращения. Это — служители математики, люди, обладающие математическим даром, с которым, как и с любым другим, нужно родиться. Можно видеть мир глазами художника, а можно — глазами математика. И каждый раз это особое зрение, особое видение. Ни одно не исключает другое, но, дополняет и восполняет. Правда, понять математика все же сложнее, чем поэта или художника. Попробуйте-ка проникнуться гармонией тригонометрической функции, ощутить ее красоту и поэзию. Такой «чистейшей прелести чистейший образец» поймет не всякий. А те, которые понимают, попадают в математическую школу-интернат для одаренных детей имени Андрея Николаевича КолмогороваСпециализированный учебно-научный центр (СУНЦ), или солнце, как еще его называют. Но для этого необходимо пройти, одолеть три ступени. Первая — заочный тур. Главное здесь нестандартность и самостоятельность мысли, готовность изобрести велосипед, пусть с квадратными колесами или трехколесный, но — собственный! «Трехколесный со звонком — детство» — математическое детство, быстрое взросление, уже на втором туре переходящее в математическое отрочество. Второй тур — выезд преподавателей школы в регионы и личное общение с прошедшими первый тур. И, наконец, третий, самый запоминающийся, — летняя школа в Пущино. Сотрудничество преподавателей и учеников, работа и отдых, дополняющие друг друга. Ученики долго еще додумывают задачи. А у педагогов тоже задача: выбрать среди одаренных самых талантливых.

      Так попадают юные математики в Колмогоровскую школу, для питомцев которой в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова впервые за 250 лет появилось звание «Учащийся Московского Университета».

      Это не обычная общеобразовательная школа — словно островок в образовательном пространстве России она не похожа ни на одно учебное заведение. Это школа, все выпускники которой поступают в самые престижные вузы, но это не подготовительные курсы. С 1988 года она на правах факультета приравнена к факультету МГУ имени М.В.Ломоносова, занятия проходят по вузовской системе: лекции, летняя и зимняя сессии, кафедры, а учителя школы — доктора и кандидаты наук — профессора и доценты МГУ, но это и не высшее учебное заведение. Что же? Школа научного творчества и интеллектуального мастерства. Кроме общеобразовательных предметов и двух обязательных спецкурсов многие ребята серьезно занимаются наукой. Каждый по желанию может выбрать интересующую тему и работать над ней. Но они не похожи на замученных и изнуренных «зубрил» и «ботаников». Учиться трудно, но интересно и весело. В свободное время «физики» превращаются в «лириков»: сочиняют стихи и пишут песни.

      Эта школа, в которую возвращаются, из которой, уходя, не уходят. Бывшие ученики преподают в ней, реализуя главный духовный принцип династии колмогоровцев: «Родился сам — помоги другому»; встречаются, отмечают самый большой праздник — день рождения школы. Трудами преподавателей и выпускников создано Объединение сотрудников и выпускников школы. Главные задачи объединения: сохранение традиций, создание электронного музея, материальная помощь школе. Сотворчество учителей и учеников создает особый дух школы, который ощущается сразу. Каждый учитель — личность, человек, болеющий за будущее Российской науки и полностью отдающий себя тем «ежикам» (ежи — ученики «Е» и «Ж» — одиннадцатых классов), которые учатся в школе-интернате.

      Александр Александрович Русаков двадцать девять лет преподает в школе математику. По окончании МГУ работал на кафедре Теории вероятностей и «лаборантом с высшим образованием», потом стажером-исследователем. А дальше — школа. Андрей Николаевич Колмогоров направил его туда «поработать». Слова Колмогорова, когда он основывал школу, для Русакова оказались пророческими: прежде всего воспитание юношества, потом наука. Это и ученый (профессор, академик АИО), и педагог. Более двух тысяч выпускников школы — его ученики. Ученые, руководители, и просто талантливые специалисты.

      Одаренные дети иначе воспринимают мир. Нестандартность их мышления и поведения требует от педагога сосредоточенности и внимания. Более половины таких детей — лидеры школ, в которых учились прежде, им хочется испытать своих новых воспитателей. Это своего рода научный эксперимент. В такой ситуации часто недостаточно ученой степени, необходима высокая эрудиция и житейская мудрость.

      У Александра Александровича много дипломов, благодарностей: премия международного фонда фундаментальных физических исследований, звание «соросовского» учителя, диплом за высокопрофессиональную подготовку талантливых школьников, а в 2004 году он стал лауреатом конкурса «Учитель, воспитавший Ученика».

      Работа учителя предполагает постоянный поиск, не терпит рутины. Надо научить думать, не подать готовое, а навести на мысль, открыть перспективу ее развития и помочь воплотить в совершенной математической формуле. Александр Александрович — в постоянном движении, и движение это — из глубины ввысь, вверх. Глубинное зрение позволяет увидеть в ребенке, часто еще не осознающем себя, будущего ученого. Настоящий учитель следует «путем зерна», прорастая и вырастая вместе со своим учеником. Не наблюдение, а взращивание. Этот путь всегда нелегкий, и с каждым учеником повторяется заново. Главное — помочь человеку определиться, правильно сориентироваться в жизни, навести на ту математическую тему, которая станет ступенью в большую науку.

      У Русакова много учеников, и каждый из них талантлив. Ученик ищет учителя, учитель — ученика, они идут навстречу друг другу. И этот путь всегда разный, таинственный и не укладывающийся в четкие математические формулы. Ученик и учитель работают вместе, но учитель уходит в тень, оставляя первенство ученику. Трое воспитанников Александра Александровича занимали призовые места во Всемирном смотре научного и инженерного творчества юных — Intel ISEF.

      Михаил Скопенков в 2001 году будучи студентом второго курса на олимпиаде в Иране с командой механико-математического факультета завоевал II место, а в личном первенстве — золотую медаль. Михаил учится на отлично, получает президентскую стипендию, стипендии имени А.Мебиуса и имени Л.Эйлера, а по итогам 2004 года он получил Золотую медаль РАН по математике.

      Михаил Скопенков — пример реализации Колмогоровского принципа непрерывного образования: учащийся, студент, аспирант, кандидат наук, … Ашум Каибханов в 2003 году занял III место.

      Валентина Добровольская получила гран-при в 2005 году. Валентина Добровольская — самая младшая ученица Александра Александровича. Под его руководством написана работа «Отклонение плоских параллелепипедальных сеток» — та самая, что удостоена гран-при. Это третья работа, а первая под руководством Гульнары Ташканбаевны Вронской (тоже ученицы Русакова) «Неполная сумма дробных долей» была написана еще в Туле и признана лучшей конкурсной работой на ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Наука и цивилизация — 2004».

      Работа над научной темой предполагает постоянное напряжение мысли. Решение приходит иногда неожиданно, например, в метро, когда нервно, стараясь ничего не упустить, строчишь на блокнотном листочке. Как за нитью Ариадны идешь за идеей по лабиринту математических формул, додумываешь, и из первичного хаоса цифр и формул рождается Своя новая формула. Появление идеи и воплощение ее — великая радость и счастье творчества.

      В школу-интернат имени Колмогорова Валю приняли после участия в Международной научной конференции школьников, где она заняла II место по секции математики. С 1 сентября 2004 года Валя училась в школе Колмогорова. После радости и счастья поступления наступила некоторая растерянность: новая обстановка, новая жизнь, новые люди. Но растерянность скоро ушла. Научная работа, участие в конкурсах и конференциях не оставляют места для хандры. Нельзя сказать, что этот учебный год был тихим и спокойным: Валентина Добровольская — победитель Международной научной конференции «V Школьные Харитоновские чтения», II место в Международной научной конференции школьников V Колмогоровские чтения, гран-при на INTEL. Работать приходилось и трудно и много, но для будущего ученого такая работа — в радость.

      Школа для Валентины не была чужой и незнакомой: отец и старший брат учились и закончили СУНЦ. Семья Вали — династия выпускников, династия математиков. Так еще с детства центробежная сила, отдаляя от всех других увлечений, тянула и влекла к математике. Дед, отец, два старших брата — все математики — всегда оказывались первыми строгими и взыскательными судьями.

      Математика для Валентины — жизненный выбор. Не каждый в семнадцать лет может твердо решить, чему посвятить себя. Валя определилась: механико-матемитический факультет МГУ — Alma mater русских ученых-математиков.

      Дети солнца — духовная династия колмогоровцев, людей, посвятивших себя Российской науке и болеющих за ее будущее.

      Информация предоставлена АиФ Семейный совет.



Срочно в номер!
Новый прием в СУНЦ МГУ - Школу им. А. Н. Колмогорова.
Лента новостей
4 декабря 2009г.
IV Всероссийская Интернет - олимпиада по нанотехнологиям
Основные направлениями олимпиады: химия, физика, математика, биология.
3 декабря 2009г.
СУНЦ МГУ совместно с ФНМ МГУ приглашают на лекции «Нанотехнологии – навстречу наномиру»
Приглашаются все желающие!
4 декабря 2008г.
Михаил Кузнецов приглашен на торжественную церемонию в Кремль
Губернатор Псковской области - выпускник ФМШ
2 декабря 2008г.
«Белый город» на выставке «Millionaire Fair»
Один из руководителей издательства - выпускник Колмогоровской школы
28 ноября 2008г.
"ПрограмБанк" автоматизирует КБ "Профит Банк"
Директор по производству ПрограмБанка – выпускник школы Колмогорова
VIP-новости
Проект ЧМЗ на конкурсе «Белое крыло» 18 декабря 2007г.
Проект ЧМЗ на конкурсе «Белое крыло»
«Белый город» на выставке «Millionaire fair» 26 ноября 2007г.
«Белый город» на выставке «Millionaire fair»
Fitch присвоило выпуску рублевых облигаций МПБ рейтинг «BBB(rus)» 10 января 2008г.
Fitch присвоило выпуску рублевых облигаций МПБ рейтинг «BBB(rus)»


Партнеры:

 
Почта Вход СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
VIPschool.ru © Ученики, выпускники, преподаватели, новости.
Руководитель проекта © Синкевич Олег Викторович
Написать письмо