5 ноября 2007г.
На вопросы CNews ответил коммерческий директор «Сервис Плюс АРТ» Вадим Галимов, выпускник физико-математической школы-интерната №18 имени А.Н.Колмогорова.
CNews: Как, на ваш взгляд, изменились за последний год потребности российских торговых компаний в автоматизации?
Вадим Галимов: Потребность в автоматизации у российских компаний растет, исключением не стал и прошедший год. Бизнес розничных сетей в России активно развивается, бурный рост затронул ритейлеров не только столичного региона, но и крупных российских городов. Выгоды системы самообслуживания и автоматизации учета также привлекают и небольшие сети, состоящие из нескольких магазинов, объединенных лишь принадлежностью к единому собственнику, и отдельно стоящие торговые точки, работающие в «прилавочном» формате.
Потребность в автоматизации региональных ритейлеров продиктована возрастающей конкуренцией со стороны крупных федеральных розничных операторов, а также желанием локальных торговых компаний повысить свою бизнес-привлекательность для инвесторов, предоставить дополнительные услуги покупателям, оптимизировать бизнес-процессы.
CNews: Согласны ли вы с тем, что в целом по рынку ритейла автоматизация фронт-офисного направления сегодня развита в большей степени, чем бэк-офисного?
Вадим Галимов: Не исключено. Но такой подход свойственен небольшим или узкоспециализированным торговым предприятиям, где фронт-офисное решение частично выполняет функции бэк-офиса. А крупные торговые компании с широким товарным ассортиментом используют комплексную автоматизацию как бэк-офисного, так и фронт-офисного направлений в равной степени.
CNews: Еще некоторое время назад аналитики предсказывали розничному рынку нашествие западных автоматизированных решений по мере появления на рынке иностранных ритейлеров. Оправдались ли, с вашей точки зрения, эти ожидания? Как вы оцениваете сегодняшнее соотношение российских и западных решений для автоматизации торговых компаний?
Вадим Галимов: Несомненно, российские решения сейчас преобладают на рынке автоматизации торговых предприятий. Присутствие иностранных ритейлеров на отечественном рынке не привело к нашествию западных автоматизированных систем. Российские ИТ-компании, специализирующиеся на автоматизации торговых предприятий, предлагают комплексные и относительно недорогие решения, что позволяет ими воспользоваться и среднему, и малому бизнесу в регионах.
CNews: Наступил ли, на ваш взгляд, период, когда отложенный спрос на RFID-технологии может перестать быть таковым? Какие факторы пока сдерживают развитие этого направления в России?
Вадим Галимов: Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Да, крупные розничные операторы могут позволить применить себе RFID-технологии. Но если говорить о небольших сетях с незначительным оборотом, о маленьких магазинах на две-три кассы, то применение технологии радиочастотной идентификации является для них экономически невыгодным. Отсутствие единого стандарта RFID также не способствует активному продвижению данной технологии в торговые компании.
CNews: В чем вы видите основные плюсы и минусы используемого вами «строго отраслевого» подхода к автоматизации торговых компаний? Как этот подход отражается на стоимости систем? Насколько легко могут ваши заказчики осуществить миграцию на родственную систему в случае изменения формата своего бизнеса?
Вадим Галимов: Торговую систему «СуперМаг» следует рассматривать как основу комплексной системы автоматизации торговых предприятий. С помощью этого решения можно выстроить четкую систему регламентов, учета, планирования и контроля деятельности всех торговых подразделений, что в итоге обеспечит возможности для увеличения оборота, оптимизации управления, минимизации расходов и повышения эффективности работы персонала.
«Строго отраслевое» решение позволяет сократить сроки на внедрение, ускорить развитие розничной сети. Стоимость же такой системы иногда оказывается выше, чем решений на базе систем-«конструкторов». Но при этом не стоит забывать, что для поддержки функционала системы «СуперМаг» и ее дальнейшего развития заказчику не нужен штат программистов. Даже для крупной сети достаточно небольшого ИТ-отдела, а все обновления системы доступны после их реализации всем клиентам. Что касается миграции на родственные системы или интеграции с другими решениями, то в «СуперМаге» предусмотрен механизм переноса данных в стандартных форматах, таких как XML.
CNews: Какие изменения претерпела ваша система «СуперМаг» за последние год-два? Каковы основные векторы ее развития на ближайшую перспективу?
Вадим Галимов: Так как система является «закрытой», то внешне она почти не менялась, изменения происходили внутри системы. Расширялся и оптимизировался имеющийся функционал, добавлялся новый, исходя из пожеланий наших заказчиков и потребностей рынка. Появилась поддержка различных форматов розничных сетей и возможность управления мультиформатной сетью.
Семейство программных продуктов «СуперМаг» пополнилось двумя новыми отраслевыми модулями. Теперь решение применимо в автозаправочных комплексах и в фармацевтических сетях: данные форматы предприятий получают все большее развитие на российском рынке. Таким образом, семейство программных продуктов «СуперМаг» охватывает сегодня практически все форматы современной розницы.
CNews: Ваша компания сотрудничает с торговыми предприятиями СНГ (например, Казахстана). Существуют ли принципиальные отличия в подходах российских и «ближнезарубежных» торговых компаний к автоматизации? Если да, то в чем они выражаются?
Вадим Галимов: Принципиальных отличий практически нет. Некоторая разница наблюдается не в подходах к автоматизации, а в локализации системы под требования законов той или иной страны. Например, в выводе информации на ценниках и чеках на языке данного государства, в применении печатных форм документов, утвержденных законодательными органами страны и т.д.
CNews: Какие проекты, реализованные за последний год в розничных компаниях, вы могли бы отметить в числе ключевых?
Вадим Галимов: Группа компаний «Сервис Плюс» завершила проект по автоматизации московского супермаркета «Алми». На сегодняшний день в Москве уже функционирует три магазина этой торговой сети, являющейся совместным российско-белорусским проектом.
Интересным для нас был и проект по автоматизации сети садовых гипермаркетов «Белая Дача Садовый Центр». В качестве основной корпоративной системы управления у этого заказчика «Сервис Плюс» внедрила собственное отраслевое решение SP-Retail на базе Microsoft Dynamics AX.
В настоящее время наша компания занимается реализацией масштабного проекта в рамках комплексной автоматизации нескольких десятков магазинов модной одежды Modis. Наши специалисты внедряют в качестве фронт-офисного решения систему «СуперМаг», а также занимаются ее интеграцией с внедряемой заказчиком ERP-системой SAP.
CNews: Спасибо.
При написании статьи использовались материалы с сайта www.cnews.ru.