10 апреля 2008г.
Воспоминания о физико-математической школе-интернате №18 имени А.Н.Колмогорова при МГУ выпускника 1983 года – Мурсалова Станислава Мурсаловича.
***
Андрей Николаевич Колмогоров читал нам матанализ в 9-м классе. Конечно, тогда мы совершенно не представляли себе масштабов его как личности и учёного, просто авторитетный и несколько чудаковатый старик...
В первую осень устроили нам препы поход выходного дня. С ночёвкой, кострами и гитарами (может, отсюда моё увлечение туризмом?). От станции электрички шли пешком километров пять. Со мной в комнате жил приятель Лёша, мальчик небольшого роста, хрупкий такой... Остановился он перед ручьём и присел на корточки зашнуровать кеды. Сзади подкрался Колмогоров и, очевидно веселясь, подхватил его под коленки и перенёс через ручей.
Потом, знакомясь с кем-то, мы так представляли товарища: Это Лёша, его носил на руках сам Колмогоров... ))
***
Жадность к знаниям, когнитивная прожорливость, - вот первая реакция и первый дар, который поражает многих интернатовских неофитов. Я посещал много факультативов одновременно, безобразно разбрасываясь, причём не только математику и физику, но и астрономию, литературу, историю, биологию, психологию... М-да...
Как-то иду по вестибюлю мимо доски объявлений и вижу: "Приглашаем на семинар. ЯЗЫК ФОРТРАН. Занятия по средам в... ". Однако. Очевидно, есть язык цыган, язык славян, вот теперь какие-то фортраны... Никогда не слышал, но что-то явно древнее и, похоже, скандинавское.
Интересно. Отменена вылазка в консерваторию, прихожу изучать жизнь фортранов. Легко представить моё разочарование и недоумение: какие-то ЭВМ, "Мир"... и слов таких никогда не слышал.
А потом всё-таки я стал программистом :)
***
У наших преподавателей математики была такая фишечка: к списку задач на дом они часто добавляли некоторые актуальные проблемы математики, в том числе нерешённые. Были там и теорема Ферма, и другие перлы из списка Гильберта... Разумеется, мы в большинстве своём понимали, что это такая игра.
Как-то задали нам Семён Антонович Богатый и Сергей Николаевич Артёмов (тогда аспиранты) "на дом" теорему о раскраске карт. Ну, ту, что любую карту можно раскрасить в четыре цвета. И подсказку дали: доказать для шести, оттуда перейти к пяти, а потом к четырём. Доказательства тогда ещё не было, а если и существовало, то занимало небольшую книгу.
На следующем занятии я спрашиваю: - А что же вы не интересуетесь заданием номер шесть-звёздочка? - А вы что, решили? - Да, - говорю гордо. - Ну вы же понимаете, что этого не может быть? - Понимаю, - говорю, - но ошибки найти не могу...
Через неделю опять пристал к Артёмову: - Вы посмотрели моё решение? - Да нет, - сконфуженно говорит он, - как-то некогда было ... И мучил я его этим вопросом месяц.
Перестал, потому что ошибку мы с другом нашли. При переходе от пяти к четырём :)