VIPschool.ru - Выпускники и преподаватели СУНЦ МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова, ФМШ 18 при МГУ)




Наши партнеры



прислать новость        образование    наука    бизнес    политика    культура    
ЕГЭ явно портит учеников
7 июня 2006г.

ЕГЭ явно портит учеников


Ярославские школьники не перестают удивлять весь мир своими математическими знаниями. Где олимпиада по математике, там они в числе первых. Только вот, судя по результатам ЕГЭ, далеко не все ученики общаются с числами и числовыми выражениями на «ты». В чем причина столь разных результатов и как быть первым среди первых математических умов, рассказал выпускник физико-математической школы-интерната №18 имени А.Н.Колмогорова Сергей Волченков - доцент факультета ИВТ университета имени Демидова, член жюри многочисленных олимпиад, ведущий тренер по математике.

- Сергей Геннадьевич, вы уже долгое время являетесь тренером по математике для школьников и преподавателем для студентов. А чем вас привлекла эта наука?

- На этот вопрос у меня несколько вариантов ответа. Одно время я просто соревновался со старшим братом, который учился в математической школе, а посему постоянно решал математические задачи.

Когда я пришел в ярославскую школу - мы жили до этого в Кишиневе, учитель по математике просто оставил меня в покое. Я к тому моменту знал уже всю программу за свой класс. Чтобы не забыть любимый предмет, ходил в математическую школу при пединституте. Но самое главное - я поступил в московскую школу-интернат Колмогорова. По телевидению объявляли тогда о ее открытии. Я еще подумал, как здорово было бы туда попасть. А через некоторое время в Ярославль приехала комиссия и провела экзамены, по результатам которых я и оказался учеником этой знаменитой школы.

Потом я окончил вуз, аспирантуру, защитил диссертацию и теперь преподаю.

- А как получилось так, что вы стали целенаправленно готовить школьников для участия в олимпиадах?

- Еще во времена, когда необходимо было выполнять общественную работу и за нее отчитываться, я выбрал занятия со школьниками. Стал преподавать математику в математическом кружке, вместо того чтобы агитировать людей или заниматься другими идеологическими глупостями. Потом мы организовали математическую школу при университете. Тогда он еще не носил имя Демидова.

Вскоре с ребятами нашей школы мы начали ездить на разные турниры, российские и международные олимпиады. К сожалению, несколько лет назад нашу школу реорганизовали. Она перешла в ведение центра «Олимп». Ряд преподавателей не стал сотрудничать с новым центром. Произошло распыление сил. Кружки остались, но организация математических лагерей и поездок школьников оказалась хуже.

- Вот вы говорите об одаренных детях. А много у нас таких?

- Были и есть способные ребята. Это Паша Козлов из Ростова, Сережа Чернышов, Егор Куликов, Володя Васильев, Миша и Алеша Гарберы, Саша Магазинов из Ярославля - победители всероссийских и международных олимпиад по математике. После окончания школы почти все талантливые дети уезжают учиться в Москву. Правда, приезжают помогать в проведении олимпиад, лагерей. Но, к сожалению, таких становится все меньше и меньше, и это напрямую связано с системой образования.

- Что вы имеете в виду?

- Здесь так просто не ответить. Причин много. Это и ориентация на западные нормы образования, и урезание учебных программ, и снижение уровня учителей, связанное с понижением статуса учителя, и зажатость школьников в отдельных предметах, в частности, в математике. Школьниками управляют взрослые. Сами школьники не знают, чего они хотят. Надо давать им свободу, даже обучая чему-либо.

- Многим кажется, что математика - это наука, в основе которой формулы и правила - без них и шагу нельзя ступить. О какой же свободе вы говорите?

- Метод математики ограничен: выводы строятся на основе логики и аксиом, и никак не иначе. Но вот каким способом подходить к ним, по каким цепочкам идти, выбирает сам человек. А для этого нужна большая фантазия. В наших кругах есть выражение: «Ушел из математики и стал писать стихи - видимо, на математику фантазии не хватило».

- То есть решать задачи - это такое же творчество, как писать стихи?

- Для математики требуется абстрактное мышление, особое осознание мира. И, как правило, результат творчества красив. Разве мы не можем сказать об алгоритме Евклида, что он красив?

- Каждый ученик должен творчески подходить к решению математической задачи?

- Самое главное - ученик не должен бояться высказать идею. Однако учителя часто ориентируют ребят только на ответы. В итоге процесс решения оказывается неважен. Нельзя проследить ход мысли, который приводит к результату.

От такой системы нельзя ждать никаких успехов. А ведь математика - это путь к истине.

- Но ведь ЕГЭ как раз и ориентирует ученика на ответ...

- ЕГЭ явно портит знания школьников. Министерство образования, видимо, хотело облегчить форму сдачи экзамена для учителей и вузов. В ЕГЭ нет творческого зерна. Ученикам, которые занимаются олимпиадной математикой в математических кружках, все задания групп «А» и «Б» просто смешны. Некоторый интерес представляет только уровень «С». Кстати, как правило, наши ребята и показывают лучшие результаты в ЕГЭ. Для остальных же школьников и их учителей весь школьный курс математики сводится к необходимости написать какой-то примитивный тест.

- Вы говорите, что учителя неправильно преподают. А как надо учить математике?

- Надо давать задания, требующие при решении разных подходов. В математике очень многое зависит от вопроса. Стоит в задаче школьного уровня изменить вопрос, она тут же станет интересной для математиков. Один из способов развития мышления младшеклассников - головоломки.

- Вы являетесь членом жюри многих олимпиад по математике, более того, ездите преподавать в математические школы по всей России. Каково отношение к математике там? Что можно сказать об уровне ярославцев?

- Я бы не сказал, что ярославские школьники особо одарены. Талантливые дети рассыпаны по России более или менее равномерно. Но успехи появляются там, где математическому образованию уделяют внимание, где есть талантливые учителя, желающие работать. Ярославцы стали давать высокие результаты с начала 90-х годов, когда сложилась система математического образования школьников в нашей области, и сейчас мы до сих пор удерживаем эти позиции. По уровню подготовленности юных математиков нас опережает лишь Петербург, причем в основном из-за большей численности населения.

Я действительно много езжу по разным городам нашей страны и преподаю математику. Видите ли, ребятам только на пользу смена преподавателей, они открывают для себя новое видение проблем. Сейчас наблюдается особое отношение к олимпиадной математике, возможно, в противовес ЕГЭ. Все больше появляется математических школ, все чаще проходят математические сборы в лагерях.

- Совсем недавно вы ездили вместе со своими студентами в Америку на чемпионат мира по программированию и заняли там достойное место. Что же вас больше интересует: математика или информатика?

- Я люблю совмещать две эти науки. Хотя многие из моих знакомых стараются этого не делать и, более того, имеют даже личную неприязнь к одной из них. Мне же кажется, что много идей не реализуется по этой причине.

- А как вы стали заниматься информатикой?

- В середине 80-х годов на меня возложили обязанность проводить компьютеризацию в школах Ярославской и Костромской областей, как тогда говорили, ликвидировать компьютерную безграмотность. Я был кем-то вроде комиссара. На тот момент компьютеры представляли собой огромные машины, до которых взрослые часто просто боялись дотронуться, а детей не допускали. Поработав немного по подготовке учителей и учеников в этой новой тогда области, несколько энтузиастов начали проводить олимпиады по информатике, чтобы повысить интерес школьников к этому предмету. Первая такая олимпиада прошла в Ярославле в 1987 году. Тогда мне очень помог опыт проведения олимпиад по математике. Первые задачи в информатике возникали на математической основе. Сейчас наблюдается и обратный процесс - информатика помогает мне составлять задачи, которые я впоследствии посылаю на математические олимпиады.

- А вам математика помогала в жизни?

- В математических кругах я нашел много друзей. Участие в олимпиадах - это прежде всего общение. Математика дисциплинирует, делает системным сам подход к жизни. Да и радость от решения задачи ни с чем не сравнима. А с возрастом все более и более радости стали приносить успехи учеников.

- Ваши дети тоже математики?

- Мой сын давно уже работает в сфере информационных технологий. А обе дочери учатся в МГУ на математике. Как бы это странно ни звучало, но математикой для поступления на мехмат МГУ я с ними специально не занимался.

При написании статьи использовались материалы с сайта www.goldring.ru.



Срочно в номер!
Новый прием в СУНЦ МГУ - Школу им. А. Н. Колмогорова.
Лента новостей
4 декабря 2009г.
IV Всероссийская Интернет - олимпиада по нанотехнологиям
Основные направлениями олимпиады: химия, физика, математика, биология.
3 декабря 2009г.
СУНЦ МГУ совместно с ФНМ МГУ приглашают на лекции «Нанотехнологии – навстречу наномиру»
Приглашаются все желающие!
4 декабря 2008г.
Михаил Кузнецов приглашен на торжественную церемонию в Кремль
Губернатор Псковской области - выпускник ФМШ
2 декабря 2008г.
«Белый город» на выставке «Millionaire Fair»
Один из руководителей издательства - выпускник Колмогоровской школы
28 ноября 2008г.
"ПрограмБанк" автоматизирует КБ "Профит Банк"
Директор по производству ПрограмБанка – выпускник школы Колмогорова
VIP-новости
Михаил Кузнецов: За крупными сельскими школами – будущее 13 ноября 2007г.
Михаил Кузнецов: За крупными сельскими школами – будущее
Преподавателям СУНЦ МГУ присвоили почетные звания 23 января 2008г.
Преподавателям СУНЦ МГУ присвоили почетные звания
Лыжи как часть спортивной жизни СУНЦ МГУ 20 февраля 2008г.
Лыжи как часть спортивной жизни
СУНЦ МГУ


Партнеры:

 
Почта Вход СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
VIPschool.ru © Ученики, выпускники, преподаватели, новости.
Руководитель проекта © Синкевич Олег Викторович
Написать письмо