2 февраля 2007г.
2 февраля 2007 года в №4 «Московских новостей» была опубликована статья Абрамова Александра Михайловича, выпускника физико-математической школы-интерната имени А.Н.Колмогорова при МГУ, академика РАО:
Политики сдают ЕГЭ
Судьба Единого государственного экзамена, который стал главным спорным моментом образовательной реформы, должна решиться 2 февраля. Две недели назад за обязательное введение ЕГЭ проголосовала Госдума, а в пятницу этот вопрос выносится на рассмотрение Cовета Федерации.
Если закон будет принят, то это повлечет за собой радикальную смену парадигмы отечественной школы: отныне главной ее целью становится не воспитание, развитие и обучение, а агрессивное натаскивание на ЕГЭ. Отсутствие анализа итогов широкомасштабного эксперимента вряд ли остановит влиятельных упорствующих "егэистов".
Ректоры раскололись.
Почему же сторонники ЕГЭ одержали победу в Думе? Главная причина в том, что самый сильный оппонент единого экзамена, Союз ректоров, ослабил сопротивление, добившись своей цели: некоторым вузам дано право проводить вступительные экзамены по собственной системе. Их список будет утверждать правительство, и нетрудно предположить, что за включение в него будут бороться многие институты и университеты. В итоге реестр окажется довольно длинным.
В самом деле, очевидно, что несколько десятков вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ и т. д.) добьются исключительного права: здесь формируется научная элита. Регионы и отрасли тоже нуждаются в вузах-лидерах. Поскольку из "боксеров-заочников" не вырастают олимпийские чемпионы, в топ-лист войдут и спортивные вузы. А еще есть художественные, музыкальные, театральные институты и училища. Но и это не все. Минобороны, ФСБ, СВР, ФАПСИ, МЧС, МИД - серьезные структуры, которые не будут отбирать людей, ответственных за национальную безопасность, на основании формальных тестов.
Есть, однако, более важное обстоятельство: в законе практически не прописаны критерии отбора "вузов-исключений". Говорится об учебных заведениях, предъявляющих специальные требования к психическим, физическим, творческим способностям студентов. Логическое следствие этой формулировки - утверждение о том, что подавляющее большинство профессий объявлены второсортными: специфические способности и неординарные люди здесь, оказывается, не нужны. Начиная, кстати, с самой профессии учителя (педагогические вузы в подавляющем большинстве принимают по результатам ЕГЭ). Но еще более многочислен отряд родителей, бабушек и дедушек, которым не все равно, как учат их детей и внуков. Можно и нужно их "успокоить": с введением системы ЕГЭ будут учить все хуже, хуже и хуже. Скорее всего, даже хуже, чем в американских школах, на которые мы стали равняться.
Легче отменить, чем выучить
Приведу конкретные примеры. Общепризнано, что базовыми предметами в школе являются русский язык и математика, оказывающие решающее влияние на формирование мышления, способности к общению и дискуссии. Не секрет, что уже сегодня заметно резкое снижение уровня знаний по этим предметам. Документировать это легко - честно провести содержательные всероссийские контрольные. Но с введением ЕГЭ ситуация еще более обострится. Чудес не бывает, а освоение русского языка требует от школьника постоянного многолетнего труда, а не тренировок в выполнении заданий типа "вставить пропущенную букву или слово". Как это совместить с громкими выступлениями в защиту русского языка? С признаниями в том, что в "самой читающей стране мира" читают мало и приходится объявлять Год чтения?
С математикой дело обстоит еще хуже. Показательна идея вдохновителя и организатора побед ЕГЭ, руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова. Справедливо отмечая наличие большого числа двоек по математике при сдаче ЕГЭ (около 25%), он предлагает не меры по совершенствованию преподавания, а... вносит предложение сделать экзамен по этому предмету необязательным!
Два года назад мы наблюдали последствия крупной ошибки (ныне признанной) при проведении Закона о монетизации льгот. Сторонники этого закона проигнорировали то обстоятельство, что в отличие от сотен других актов этот напрямую и остро затрагивает интересы миллионов людей, которые молчать не захотели. Закон о ЕГЭ затрагивает интересы всего населения и многих профессиональных сообществ. При этом вероятность разнообразных отрицательных последствий очень высока. Есть немало людей, которые для характеристики затеи с ЕГЭ употребляют емкое забытое слово "вредительство". Тем самым созданы предпосылки для формирования протестного движения.
И ошибка, и преступление
Вопрос "быть или не быть ЕГЭ?" принципиален еще и потому, что ответ на него говорит о качестве принятия решений при монополии на власть одной группировки, самонадеянно полагающей, что она знает истину. Оказывается, соблазн власти выше здравого смысла и инстинкта политического самосохранения. Критики ЕГЭ, конечно, могут ошибаться. Но они правы, когда говорят об очень больших непросчитанных рисках для национальной системы образования.
Строго говоря, ответственность депутата должна быть очень высока: он лично участвует в формировании правил, определяющих жизнь всей страны. Но совершенно невероятна ситуация, при которой каждый из более чем 300 депутатов глубоко вдумался в проблему, посоветовался с экспертами и убежденно проголосовал за ЕГЭ. (Уверен, что на предстоящих встречах с избирателями найдется немало таких, кто не сможет вразумительно объяснить, почему он так голосовал.) Необходима содержательная дискуссия, открытый и гласный диалог профессионалов - противников и сторонников ЕГЭ - для выявления всех плюсов и минусов и оценки степени рисков. Необходимо и продолжение обсуждений в СМИ, подозрительным образом утратившим интерес к проблеме. Проблема достойна и рассмотрения в Общественной палате. И есть еще одна пылко настроенная аудитория, у которой "дело о ЕГЭ" вызовет самый неподдельный интерес - оппозиционные партии и политтехнологи. Бескомпромиссная, но необоснованная позиция "Единой России", проявленная в битве за ЕГЭ, позволяет организовать настоящую пляску на костях. Парировать критику при гласной дискуссии будет трудно. Сколько бы ни говорилось о замечательных успехах приоритетного нацпроекта "Образование" и бесконечной любви к учительству, всем ясно, что реальных позитивных сдвигов нет. А предстоящие повышения зарплат учителей аж на 10 и 15% не повлияют на скептическое отношение избирателей. При таких обстоятельствах ЕГЭ как единственное "достижение" программы модернизации образования - дополнительный раздражитель.
Триумфальное шествие ЕГЭ по российским просторам - начало очередного нового грандиозного (в особо крупных размерах!) эксперимента над национальной системой образования. В принципе можно ставить и такие эксперименты. Как рекомендовал Бисмарк, для этого нужно выбрать страну, которую не жалко. Но убедительных аргументов в пользу того, что такой страной должна стать Россия, приведено не было. Остается вспомнить Tалейрана: "Это больше, чем преступление. Это ошибка".
На момент подписания этого номера остается маленькая вероятность того, что закон о едином экзамене будет отклонен. По крайней мере председатель Совета Федерации Сергей Миронов против его введения. "Введение ЕГЭ по всей стране с 2009 года я считаю преждевременным и ошибочным решением", - заявил он в середине декабря на встрече с победителями олимпиад.
При написании статьи использовались материалы с сайта www.mn.ru.