VIPschool.ru - Выпускники и преподаватели СУНЦ МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова, ФМШ 18 при МГУ)




Наши партнеры



прислать новость        образование    наука    бизнес    политика    культура    
Политики сдают ЕГЭ
2 февраля 2007г.

Политики сдают ЕГЭ


2 февраля 2007 года в №4 «Московских новостей» была опубликована статья Абрамова Александра Михайловича, выпускника физико-математической школы-интерната имени А.Н.Колмогорова при МГУ, академика РАО:

Политики сдают ЕГЭ

Судьба Единого государственного экзамена, который стал главным спорным моментом образовательной реформы, должна решиться 2 февраля. Две недели назад за обязательное введение ЕГЭ проголосовала Госдума, а в пятницу этот вопрос выносится на рассмотрение Cовета Федерации.

Если закон будет принят, то это повлечет за собой радикальную смену парадигмы отечественной школы: отныне главной ее целью становится не воспитание, развитие и обучение, а агрессивное натаскивание на ЕГЭ. Отсутствие анализа итогов широкомасштабного эксперимента вряд ли остановит влиятельных упорствующих "егэистов".

Ректоры раскололись.

Почему же сторонники ЕГЭ одержали победу в Думе? Главная причина в том, что самый сильный оппонент единого экзамена, Союз ректоров, ослабил сопротивление, добившись своей цели: некоторым вузам дано право проводить вступительные экзамены по собственной системе. Их список будет утверждать правительство, и нетрудно предположить, что за включение в него будут бороться многие институты и университеты. В итоге реестр окажется довольно длинным.

В самом деле, очевидно, что несколько десятков вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ и т. д.) добьются исключительного права: здесь формируется научная элита. Регионы и отрасли тоже нуждаются в вузах-лидерах. Поскольку из "боксеров-заочников" не вырастают олимпийские чемпионы, в топ-лист войдут и спортивные вузы. А еще есть художественные, музыкальные, театральные институты и училища. Но и это не все. Минобороны, ФСБ, СВР, ФАПСИ, МЧС, МИД - серьезные структуры, которые не будут отбирать людей, ответственных за национальную безопасность, на основании формальных тестов.

Есть, однако, более важное обстоятельство: в законе практически не прописаны критерии отбора "вузов-исключений". Говорится об учебных заведениях, предъявляющих специальные требования к психическим, физическим, творческим способностям студентов. Логическое следствие этой формулировки - утверждение о том, что подавляющее большинство профессий объявлены второсортными: специфические способности и неординарные люди здесь, оказывается, не нужны. Начиная, кстати, с самой профессии учителя (педагогические вузы в подавляющем большинстве принимают по результатам ЕГЭ). Но еще более многочислен отряд родителей, бабушек и дедушек, которым не все равно, как учат их детей и внуков. Можно и нужно их "успокоить": с введением системы ЕГЭ будут учить все хуже, хуже и хуже. Скорее всего, даже хуже, чем в американских школах, на которые мы стали равняться.

Легче отменить, чем выучить

Приведу конкретные примеры. Общепризнано, что базовыми предметами в школе являются русский язык и математика, оказывающие решающее влияние на формирование мышления, способности к общению и дискуссии. Не секрет, что уже сегодня заметно резкое снижение уровня знаний по этим предметам. Документировать это легко - честно провести содержательные всероссийские контрольные. Но с введением ЕГЭ ситуация еще более обострится. Чудес не бывает, а освоение русского языка требует от школьника постоянного многолетнего труда, а не тренировок в выполнении заданий типа "вставить пропущенную букву или слово". Как это совместить с громкими выступлениями в защиту русского языка? С признаниями в том, что в "самой читающей стране мира" читают мало и приходится объявлять Год чтения?

С математикой дело обстоит еще хуже. Показательна идея вдохновителя и организатора побед ЕГЭ, руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова. Справедливо отмечая наличие большого числа двоек по математике при сдаче ЕГЭ (около 25%), он предлагает не меры по совершенствованию преподавания, а... вносит предложение сделать экзамен по этому предмету необязательным!

Два года назад мы наблюдали последствия крупной ошибки (ныне признанной) при проведении Закона о монетизации льгот. Сторонники этого закона проигнорировали то обстоятельство, что в отличие от сотен других актов этот напрямую и остро затрагивает интересы миллионов людей, которые молчать не захотели. Закон о ЕГЭ затрагивает интересы всего населения и многих профессиональных сообществ. При этом вероятность разнообразных отрицательных последствий очень высока. Есть немало людей, которые для характеристики затеи с ЕГЭ употребляют емкое забытое слово "вредительство". Тем самым созданы предпосылки для формирования протестного движения.

И ошибка, и преступление

Вопрос "быть или не быть ЕГЭ?" принципиален еще и потому, что ответ на него говорит о качестве принятия решений при монополии на власть одной группировки, самонадеянно полагающей, что она знает истину. Оказывается, соблазн власти выше здравого смысла и инстинкта политического самосохранения. Критики ЕГЭ, конечно, могут ошибаться. Но они правы, когда говорят об очень больших непросчитанных рисках для национальной системы образования.

Строго говоря, ответственность депутата должна быть очень высока: он лично участвует в формировании правил, определяющих жизнь всей страны. Но совершенно невероятна ситуация, при которой каждый из более чем 300 депутатов глубоко вдумался в проблему, посоветовался с экспертами и убежденно проголосовал за ЕГЭ. (Уверен, что на предстоящих встречах с избирателями найдется немало таких, кто не сможет вразумительно объяснить, почему он так голосовал.) Необходима содержательная дискуссия, открытый и гласный диалог профессионалов - противников и сторонников ЕГЭ - для выявления всех плюсов и минусов и оценки степени рисков. Необходимо и продолжение обсуждений в СМИ, подозрительным образом утратившим интерес к проблеме. Проблема достойна и рассмотрения в Общественной палате. И есть еще одна пылко настроенная аудитория, у которой "дело о ЕГЭ" вызовет самый неподдельный интерес - оппозиционные партии и политтехнологи. Бескомпромиссная, но необоснованная позиция "Единой России", проявленная в битве за ЕГЭ, позволяет организовать настоящую пляску на костях. Парировать критику при гласной дискуссии будет трудно. Сколько бы ни говорилось о замечательных успехах приоритетного нацпроекта "Образование" и бесконечной любви к учительству, всем ясно, что реальных позитивных сдвигов нет. А предстоящие повышения зарплат учителей аж на 10 и 15% не повлияют на скептическое отношение избирателей. При таких обстоятельствах ЕГЭ как единственное "достижение" программы модернизации образования - дополнительный раздражитель.

Триумфальное шествие ЕГЭ по российским просторам - начало очередного нового грандиозного (в особо крупных размерах!) эксперимента над национальной системой образования. В принципе можно ставить и такие эксперименты. Как рекомендовал Бисмарк, для этого нужно выбрать страну, которую не жалко. Но убедительных аргументов в пользу того, что такой страной должна стать Россия, приведено не было. Остается вспомнить Tалейрана: "Это больше, чем преступление. Это ошибка".

На момент подписания этого номера остается маленькая вероятность того, что закон о едином экзамене будет отклонен. По крайней мере председатель Совета Федерации Сергей Миронов против его введения. "Введение ЕГЭ по всей стране с 2009 года я считаю преждевременным и ошибочным решением", - заявил он в середине декабря на встрече с победителями олимпиад.

При написании статьи использовались материалы с сайта www.mn.ru.



Срочно в номер!
Новый прием в СУНЦ МГУ - Школу им. А. Н. Колмогорова.
Лента новостей
4 декабря 2009г.
IV Всероссийская Интернет - олимпиада по нанотехнологиям
Основные направлениями олимпиады: химия, физика, математика, биология.
3 декабря 2009г.
СУНЦ МГУ совместно с ФНМ МГУ приглашают на лекции «Нанотехнологии – навстречу наномиру»
Приглашаются все желающие!
4 декабря 2008г.
Михаил Кузнецов приглашен на торжественную церемонию в Кремль
Губернатор Псковской области - выпускник ФМШ
2 декабря 2008г.
«Белый город» на выставке «Millionaire Fair»
Один из руководителей издательства - выпускник Колмогоровской школы
28 ноября 2008г.
"ПрограмБанк" автоматизирует КБ "Профит Банк"
Директор по производству ПрограмБанка – выпускник школы Колмогорова
VIP-новости
19 октября 2007г.
"Специнвестбанк" и "ПрограмБанк" — начало сотрудничества
«Белый город» на выставке роскоши «Millionaire Fair» 15 октября 2008г.
«Белый город» на выставке роскоши «Millionaire Fair»
Fitch присвоило выпуску рублевых облигаций МПБ рейтинг «BBB(rus)» 10 января 2008г.
Fitch присвоило выпуску рублевых облигаций МПБ рейтинг «BBB(rus)»


Партнеры:

 
Почта Вход СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
VIPschool.ru © Ученики, выпускники, преподаватели, новости.
Руководитель проекта © Синкевич Олег Викторович
Написать письмо