VIPschool.ru - Выпускники и преподаватели СУНЦ МГУ (школа им. А.Н.Колмогорова, ФМШ 18 при МГУ)




Наши партнеры



прислать новость        образование    наука    бизнес    политика    культура    
Стратегия развития системы открытого образования в ЦФО
7 апреля 2006г.

Стратегия развития системы открытого образования в ЦФО


5 апреля 2006 года профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, преподаватель СУНЦ МГУ В.А.Сухомлин выступил с докладом на Президиуме Общественного совета ЦФО.

«Вместо введения напомню вступительные слова из Московской декларации «О роли фундаментальной науки и образования в современном мире» (Московский университет. 2005): «Развитие современного общества, создание экономики, основанной на знаниях, во все возрастающей степени зависят от уровня науки и образования…»

Международным сообществом созданы концепции информационного общества (ИО) и общества, основанного на знаниях. Последний вариант ИО рассматривается как наиболее гуманистическая форма реализации процессов глобализации, являющихся определяющей тенденции развития цивилизации.

Признание концепций ИО привело к созданию и планомерной реализации национальных стратегий построения ИО большинством стран.

Глобальный характер построения ИО обусловливает актуальность международной интеграции в достижении этой цели.

Всемирный саммит по информационному обществу «Женева 2003 – Тунис 2005» - один из механизмов интеграции усилий, направленных на построение ИО. В частности, в документе WSIS-03/GENEVA/DOC/4-E12 «Декларация принципов построения Информационного Общества: Глобальный вызов в новом тысячелетии» провозглашается:

«Всеобщая цель – построение ориентированного на человека и его развитие ИО, где:

каждый может создавать, использовать и разделять информацию и знания

обеспечивается возможность людям, сообществам и народам достигнуть полного потенциала в продвижении их устойчивого развития и улучшения качества жизни

обеспечиваются цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, а также Универсальной Декларации Прав Человека.

На первой странице данного документа сказано следующее:

Наука имеет центральную роль в развитии ИО. Многие из стандартных блоков ИО - результат научно-технических достижений
Образование, знание, информация и коммуникация находятся в ядре человеческого прогресса, развития и благосостояния
ИКТ имеют огромное воздействие на все аспекты нашей жизни, открывают принципиально новые возможности для достижения более высокого уровня развития.

Какой же отметкой характеризуется место России на пути к информационному обществу?

В соответствии с Индексом готовности к сетевому миру (ИГС), разработанным Всемирным экономическим форумом, Россия из 75 наиболее развитых стран занимает:

38-е место по человеческому капиталу (уровень образования населения, специалисты в области ИКТ, навыки использования ИКТ, информированность и мотивация)
66-е по ИКТ-инфраструктуре
62-е по оснащению программно-аппаратным обеспечением (компьютеризация)
71-е по использованию ИКТ в образовании (доступ учебных заведений к ИКТ, использование ИКТ в учебном процессе)

Эти показатели характеризуют то, что по отношению к продвижению современного мира к ИО положение России, а также состояние ее ключевых отраслей, включая образование, является критическим и может быть оценено как состояние национального бедствия !

В странах, добившихся прогресса в экономике и построении ИО, ключевым направлением прогресса является электронное образование.

Открытое электронное образование (e-learning), как комплекс технологий информатизации и поддержки образовательной деятельности, производства знаний и управления знаниями становится магистралью национального прогресса.

Важная роль e-learning-а подчеркивается в международных документах:

Хартии глобального ИО (принята главами большой восьмерки в 2000г. , Окинава)
Женевской декларации «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», 2003г.
документах инициативы «Электронная Европа»,
принятом Советом Европы «Плане действий по программе eEurope’2005» и др.

Национальные стратегии США, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Финляндии, Южной Кореи и др. стран рассматривают e-learning как приоритет национального развития.

Первоочередными мерами для развития e-learninga, которые предпринимаются странами, стремящимися к ИО, являются:

предоставление образовательному сообществу бесплатного или почти бесплатного доступа к высокоскоростному Интернету
создание целостной системы общедоступных электронных образовательных ресурсов национального значения
значительное государственное финансирование программ развития электронного образования.

Например, только для стимулирования e-learningа правительством США выделяется 6 млрд., а 1.5 млрд. долларов тратится на стипендии студентам, обучающимся в режиме электронного обучения. Великобритания для развития электронного образования готова выделять до 3% ВВП. В Великобритании в 2005 г. каждому учителю предоставлен государством ноутбук для использования на работе и дома (стоимость проекта около 1 млрд. долларов).

Беспрецедентные усилия в этом направлении предпринимает Франция. Во Франции, обеспокоенной отставанием от США и ряда других стран, государство взяло на себя ответственность за развитие общества, построенного на знаниях. Им приняты следующие меры:

«Доступ к скоростному Интернету является основным средством для построения будущего нации» ( Ж.Ширак, Президент Франции, 2002 г.)
2002 г. Интернет и ИКТ объявлены первой жизненной необходимостью для всех и всюду, и принят соответствующий закон 1425-1.
июль 2003 г. Глобальный план развития инфраструктуры, обслуживания, использования в образовании и в обществе
в 2005 г. к скоростному Интернету получили доступ не менее 85% жителей в 95% регионах (вместо 7% к началу 2004).
все учебные заведения, включая университеты, получили бесплатный безлимитный доступ к скоростному Интернету,
в 2005 г. завершилось 100% оснащение всех университетов беспроводным высокоскоростным Интернетом (в сотрудничестве INTEL).

Большого успеха в построении ИО добились скандинавские страны. В 2005 г. все жители Финляндии имели собственные адреса электронной почты. Созданы мощные общенациональные ресурсы: национальная виртуальная библиотека, национальный университет, национальная школа и т.д.

Сейчас ни у кого не возникает сомнения, что в условиях глобализации и формирования общества, основанного на знаниях, решающим фактором прогресса является e-learning, новая философия и технология развития и воспроизводства интеллектуального потенциала общества.

В чем заключаются преимущества e-learning? Это прежде всего то, что доказано мировой практикой:

образовательные программы осваиваются в 2-3 раза быстрее
контент актуализируется в реальном времени (учебники могут переиздаваться непрерывно)
адаптация выпускников к практической деятельности происходит в 3-4 раза быстрее
выпускники более востребованы
e-learning - наиболее эффективная технология для:
профилированного обучения
развития преподавателей
дополнительного образования и поддержки квалификации на протяжении всей жизни
поиска и развития талантов
самообразования.

Как развивается эта e-learning в России? В целом, за исключением, флагмана российского электронного образования – МЭСИ (ректор В.П. Тихомиров), состояние этой стратегически важной технологии образования является критическим. Оно характеризуется:

автономностью инициатив вузов без координации на государственном уровне
отсутствием государственных стандартов
слабым использованием современных международных стандартов на цифровой контент, процессы и средства e-learningа.

Все это препятствует обмену цифровыми ресурсами в рамках мировой образовательной системы, интеграции с мировым знанием.

Во многом из-за неразвитости электронного обучения Россия потеряла образовательные рынки в СНГ, происходит резкая потеря внутреннего образовательного рынка (в РФ действую порядка 400 иностранных учебных учреждений, оцениваемый вывоз капитала из РФ – 10 млрд. долл. в год).

При таком положении дел при вступлении России в ВТО потребности в образовательном контенте будут обеспечиваться только за счет контента, создаваемого за рубежом; российские профессора будут не нужны, а возможно, такая же участь ждет и русский язык.

Вывод:

Необходима стратегия развития российского образования по пути его адаптации к условиям общества, основанного на знаниях, где e-learning и m-learning (технологии мобильного обучения) станут базовыми технологиями этой стратегии (технологиями управления национальными знаниями, обучения на протяжении жизни).

Крупноблочная модель такой системы образования могла бы выглядеть так, как показано на рис. 1. В центре рисунка располагается традиционная система образования, включая свои основные блоки такие, как, например, блоки высшего, среднего, среднего специального образования.

В этой системе уже происходят инновационные процессы. Их только необходимо перевести на системную основу, обеспечить для них необходимое стимулирование. Здесь необходимо с благодарностью вспомнить Совет ректоров российских университетов, который сумел в период лихолетья отстоять систему образования от поспешных и непродуманных реформ. И только благодаря стойкости ректоров мы имеем необходимую основу для ее развития и адаптации к условиям общества, основанного на знаниях.

Модель открытой образовательной системы предоставлена на рисунке (выше).

Основными решениями по развертыванию этой огромном и сложной системы в нужном направлении автору видятся следующие шаги:

создание стратегии адаптации системы образования к условиям ИО
подведение под существующую систему образованиия в качества фундамента комплекса стандартов и технологий e-learning и m-learning
выстраивание на этом фундаменте таких важных компонентов (вместе с необходимыми образовательными контентами), как блок ИТ-образования (подготовки ИТ-профессионалов и продвинутых прикладников, от которых зависит развитие ИКТ-отрасли, а также всей экономики), системы развития преподавательских кадров и новых педагогических технологий, виртуальной школы развития талантов, системы повышения медиаграмотности населения
создание мозгового методологического центра, направляющего и координирующего процесс развития системы образования и использующий высокоэффективные процессы и технологии коллективной выработки решений как, например, процессы консорциумной стандартизации (на рис.1 такой центр назван ассоциацией инновационного образования - АИО).

Решающим шагом водружения системы образования на рельсы современных информационных и коммуникационных технологий, который обеспечит ей свойство открытости, станет осуществление проектов по созданию национальных образовательных ресурсов таких как, например, национальная виртуальная школа и национальный виртуальные университет.

Создание описанной выше стратегии адаптации российского образования к условиям общества, основанного на знаниях, и ее реализация - решаемые задачи, была бы у государства воля. К сожалению, для реализации описанных выше решений и им подобных необходима как воздух национальная стратегия построения в России общества, основанного на знаниях. Без такой стратегии развитие образования (и национальный проект в том числе), не имя четких ориентиров, может превратиться в аморфный процесс, не оправдавший возлагаемых на него надежд. И время создания такой стратегии для страны давно наступило. Кто же отвечает в России за стратегию развития страны? Может быть, таких уже и нет?

Презентация доклада выложена по адресу www.vif2.ru/docs/document.ppt.

Профессор МГУ имени М.В.Ломоносова,
преподаватель СУНЦ МГУ
В.А.Сухомлин
www.sukhomlin.ru



Срочно в номер!
Новый прием в СУНЦ МГУ - Школу им. А. Н. Колмогорова.
Лента новостей
4 декабря 2009г.
IV Всероссийская Интернет - олимпиада по нанотехнологиям
Основные направлениями олимпиады: химия, физика, математика, биология.
3 декабря 2009г.
СУНЦ МГУ совместно с ФНМ МГУ приглашают на лекции «Нанотехнологии – навстречу наномиру»
Приглашаются все желающие!
4 декабря 2008г.
Михаил Кузнецов приглашен на торжественную церемонию в Кремль
Губернатор Псковской области - выпускник ФМШ
2 декабря 2008г.
«Белый город» на выставке «Millionaire Fair»
Один из руководителей издательства - выпускник Колмогоровской школы
28 ноября 2008г.
"ПрограмБанк" автоматизирует КБ "Профит Банк"
Директор по производству ПрограмБанка – выпускник школы Колмогорова
VIP-новости
Вышли в свет 4 книги под общим названием «Задачи по математике» 15 мая 2008г.
Вышли в свет 4 книги под общим названием «Задачи по математике»
Выксунскому металлургическому заводу скоро 250 лет 22 ноября 2007г.
Выксунскому металлургическому заводу скоро 250 лет
СУНЦ – первые впечатления 15 сентября 2008г.
СУНЦ – первые впечатления


Партнеры:

 
Почта Вход СУНЦ МГУ © школа им. А.Н.Колмогорова
VIPschool.ru © Ученики, выпускники, преподаватели, новости.
Руководитель проекта © Синкевич Олег Викторович
Написать письмо